Урок – социальная система передачи учебной информации

Тезисы к выступлению
(педсовет, октябрь 2015 р.)

- все известные нам формы и методы проведения урока обязательно несут в себе элементы социализации наших учеников, которых мы учим учиться и самостоятельно добывать знания, а главное, формируем у учеников модель поведения и нормы общечеловеческих ценностей. Мы хотим, чтобы наш ученик мог самореализоваться, имел чувство собственного достоинства, занимал активную гражданскую позицию сначала  по отношению к учителю, другим учащимся, семье и в результате к обществу, частью которого должен себя осознавать.

- как помочь ученикам со средним и низким уровнем успешности? Прежде всего, нужно знать причины их отставания (умственные, физические, трудная семья). Как правило, в средней и старшей школе – это отсутствие мотивации учения:   у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения. Это работа должна быть организована психологической службой школы.
- перечисленные в памятке формы уроков, особенно работа в группах, парах, дискуссии, игры и тренинги, должны привлечь таких учеников к совместному труду на уроке и могут дать шанс почувствовать себя если не вполне успешным, то хотя бы, не безнадёжным участником процесса обучения.

- дисбаланс наблюдается между потребностью молодежи быть успешными в обществе и реальными возможностями в достижении этой цели. Для решения этой проблемы в школе внедряется профильное обучение, которое  преследует следующие цели:
       -обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы     полного общего образования;
       - создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников;
       - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
       - расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Особое значение в социализации школьников приобретают «элективные» курсы (electus), что в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный».
             Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач:
- расширить знания по изучаемым предметам;
- обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;
- способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;
-формировать и развивать познавательный интерес к предметам.

В структуре учебного плана особую роль занимают предметы вариативной части, которые обеспечивают индивидуальный характер развития школьников и учитывают их личностные особенности, интересы и склонности.
В этой связи хочется отметить курс «Этики», который читается в 5 классе. Здесь затронуты основные моменты начальной социализации школьников, решаются ситуативные задачи в увлекательной игровой форме, дети откровенно делятся своими проблемами, изучают основы этикета. Этот курс плавно переходит в 6 классе в курс патриотического воспитания………………, жаль, что в 10-11 классе мы утратили курс «Психологии семейных отношений», зато приобрели новый курс «Школа против СПИДа», красиво иллюстрированный видеоматериалами, адаптирующий учеников к реальной  взрослой жизни. Появился новый курс «Христианской этики», хотелось бы, чтобы он имел не только начало, но и достойное продолжение. Курс «Защиты Отечества» и «Основ здоровья» одни из самых жизненно важных. Они призваны вооружить детей знанием Гуманитарного Права, ГО и некоторым практическим навыкам оказания первой до медицинской помощи в ЧС.

Итак, социализация учащихся ведётся через реализацию активных форм и методов в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Применение их на практике приводит к тому, что учащиеся, пропуская через себя социальный опыт, проживают его и он становится личным.


Немає коментарів:

Дописати коментар