Тезисы к выступлению
(педсовет, октябрь 2015 р.)
(педсовет, октябрь 2015 р.)
-
все известные нам формы и методы проведения урока обязательно несут в себе
элементы социализации наших учеников, которых мы учим учиться и самостоятельно
добывать знания, а главное, формируем у учеников модель поведения и нормы
общечеловеческих ценностей. Мы хотим, чтобы наш ученик мог самореализоваться, имел чувство собственного достоинства,
занимал активную гражданскую позицию сначала по отношению к
учителю, другим учащимся, семье и в результате к обществу, частью которого
должен себя осознавать.
-
как помочь ученикам со средним и низким уровнем успешности? Прежде всего, нужно
знать причины их отставания (умственные, физические, трудная семья). Как
правило, в средней и старшей школе – это отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось
отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не
стремится быть успешным в учебной деятельности. И
наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на
последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д.
Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности
окрепнуть воле ученика, т. к. не все в
учении интересно, и придется многое взять силой воли".
Выявить причины неуспеваемости можно с
помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер
учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить
оптимальные условия их обучения. Это работа должна быть организована психологической службой школы.
- перечисленные в памятке формы уроков, особенно работа в
группах, парах, дискуссии, игры и тренинги, должны привлечь таких учеников к
совместному труду на уроке и могут дать шанс почувствовать себя если не вполне
успешным, то хотя бы, не безнадёжным участником процесса обучения.
- дисбаланс наблюдается между
потребностью молодежи быть успешными в обществе и реальными возможностями в
достижении этой цели. Для решения этой проблемы в школе внедряется профильное обучение, которое преследует следующие цели:
-обеспечить углубленное изучение
отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной
дифференциации содержания обучения старшеклассников;
- способствовать
установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям
обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и
потребностями;
- расширить возможности социализации
учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным
образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению
программ высшего профессионального
образования.
Особое
значение в социализации школьников приобретают «элективные»
курсы (electus), что в переводе с латинского языка означает
«избранный, отобранный».
Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач:
Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач:
- расширить
знания по изучаемым предметам;
- обеспечить
более высокий уровень знаний, умений и навыков;
- способствовать
активному самоопределению, в том числе и профессиональному;
-формировать и
развивать познавательный интерес к предметам.
В структуре учебного плана особую роль занимают предметы вариативной части, которые обеспечивают
индивидуальный характер развития школьников и учитывают их личностные особенности, интересы и склонности.
В этой связи хочется отметить курс «Этики», который читается в 5 классе.
Здесь затронуты основные моменты начальной социализации школьников, решаются
ситуативные задачи в увлекательной игровой форме, дети откровенно делятся
своими проблемами, изучают основы этикета. Этот курс плавно переходит в 6
классе в курс патриотического воспитания………………, жаль, что в 10-11 классе мы
утратили курс «Психологии семейных отношений», зато приобрели новый курс «Школа
против СПИДа», красиво иллюстрированный видеоматериалами, адаптирующий учеников
к реальной взрослой жизни. Появился
новый курс «Христианской этики», хотелось бы, чтобы он имел не только начало,
но и достойное продолжение. Курс «Защиты Отечества» и «Основ здоровья» одни из
самых жизненно важных. Они призваны вооружить детей знанием Гуманитарного
Права, ГО и некоторым практическим навыкам оказания первой до медицинской
помощи в ЧС.
Итак, социализация учащихся ведётся
через реализацию активных форм и методов в урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности. Применение их на практике приводит к тому, что учащиеся,
пропуская через себя социальный опыт, проживают его и он становится личным.
Немає коментарів:
Дописати коментар